Моторные масла

smeshivat maslo 2
Товарные масла и их назначение Технология получения товарных масел довольно сложная и трудоем­кая. Базовое масло получают смешиванием дистиллятного…

Пятьнадцать заблуждений, которые могут загубить двигатель

masla3
Пятьнадцать заблуждений, которые могут загубить двигатель АВТО@mail.ru Пэнгборн, Великобритания. Посреди старинного парка высится роскошный особняк,…

Почему масла быстро темнеют?

g-oil
Почему масла быстро темнеют? В состав современных моторных масел высокоэффективные моющее-диспергирующие присадки. При работе двигателя эти присадки…

Исследование срока смены моторных масел автобусов

viglo oil
УДК 621.892.096.1 Исследование срока смены моторных масел автобусов otoyol в городских условиях В настоящее время автобусные парки страны пополняются…

УДК 621.892.096.1

Исследование срока смены  моторных масел автобусов  otoyol в городских условиях

viglo oilВ настоящее время автобусные парки страны пополняются современными автобусами Otoyol, Mercedes-Benz, Isuzu, ПАЗ и другими. Условия работы автобусов в городе характеризуется высокой интенсивностью их эксплуатации и теплонапряженностью работы двигателей. Одним из факторов влияющих на надежность работы двигателей является качество применяемого моторного масла и его изменение в процессе эксплуатации.

Одним из актуальных вопросов эксплуатации этой новой техники  является отсутствие научно-обоснованных,  рациональных  сроков  замены моторных  масел в  двигателях автобусов. Принятые  в  настоящее  время сроки замены  моторных масел автобусов установлены без учета условий эксплуатации жаркого климата и качества топлив. В результате этого, ресурс масел полностью не используется, что приводит к необоснованному увеличению их расходов [1].

Целью настоящего исследования являлось определение срока смены современных моторных масел в автобусах Otoyol работающих в городском  режиме  эксплуатации.

 В работе объектам исследования были:

-        всесезонное дизельное моторное масло с высокомощными моющими присадками  фирмы Addinol (Германия) марки MD 1547 Diesel Longlife

-        автобусы «Otoyol» марки М-24.9 (городской) и М-23.9 (межгородской) с двигателями марки Iveco 8040.05, 2001 года выпуска, эксплуатирующиеся в городе Ташкенте и пригороде.

  Масло Addinol MD 1547 содержит современные присадки, одновременно удовлетворяет стандартам масел для американских и европейских (EURO III) автомобилей (HDEO+SHPD). Предназначено для современных тяжелых тягачей, грузовых автомобилей, строительных, сельскохозяйственных машин и автобусов c дизельных двигателями оснащенные турбонаддувом, работающих в самых тяжелых  эксплуатационных условиях [2].

  Моторное масло соответствовало следующим спецификациям:

SAE 15W40, API CF-4/CF/SF; ACEA – 98 E3; MIL-L-204E; Допуски автопроизводителей: MB 228.3; MAN M3775; MTU Oilcategory 2; Volvo VDS-2/VDS-3; Iveco; Renault; Scania; MASK EO-M; Caterpillar; Cummins CES 20071/20072 и др. [3]

В табл. 1 приведена характеристика физико-химических показателей моторного масла Addinol MD 1547 Diesel Longlife:

 

Таблица 1

 

Техническая характеристика моторного масла Addinol MD 1547

 

Показатели качества

Ед. изм.

Метод анализа

Результат

Плотность при 15 оС

кг/м3

DIN 51757

879,3

Кинематическая вязкость при 100 оС

мм2

DIN 51562-1

14,07

Динамическая вязкость при  -20 оС

мПа

DIN 51377

6655

Температура застывания

оC

DIN ISO 3016

-31

Общее щелочное число

мг КОН/г

DIN ISO 3771

11,80

Потеря от испаряемости по методу  Ноак

%

DIN 51581

9,4

Температура вспышки в открытом тигле

оC

DIN EN 22592

228

 

 Методика проведения испытаний состояла в следующем: были выбраны автобусы Оtoyol М-23.9 и М-24.9 «ОАО Чукрсой АК» и ОАО «Чиноз автотулпори», которые имели городской и пригородный режим эксплуатации по маршрутам г.Ташкент-г.Янгийул; г.Ташкент-г.Чиназ; метро Пахтакор-массив Каракамиш 2/4; метро Пахтакор- массив Шамсообод. Среднесуточный пробег автобусов состовлял от 300 до 350 км. Все подконтрольные автобусы имели стандартный регламент технического обслуживания и работали на дизельном топливе производимый в Республике Узбекистан по O’zDST 989:2001.

Для определения характера изменений качества в интервале от 0 до            18 ±0,5 тыс. км из картера двигателей каждые 3-4 тыс. км отбирались пробы работавшего масла.

Контроль изменений физико-химических показателей работавшего масла оценивался определением кинематической вязкости при 100 оС, общим щелочным числом и температурой вспышки в отрытом тигле. Степень окисление масла и срабатывание присадок определялось на инфракрасном (ИК) спектрометре «ЛОМО», а противоизносные свойства показатели определялись на спектральной установке МФС-7.

Продолжительность каждого этапа испытания регламентирвали браковочными показателями для смены масла установленными автопроизводителем «Iveco»: изменение кинематической вязкости не более и не менее на 20 % от вязкости свежего масла, температуры вспышки в открытом тигле – не менее 180 оC, общее щелочное число – не менее 3,5 мгКОН/1г.     

В результате полученных лабораторных анализов были выявлены следующие закономерности изменений физико-химических показателей моторного масла Addinol MD 1547 в двигателях автобусов Оtoyol М 23.9.

 

Анализ масла на ИК-спектрометре «ЛОМО» показал, что в масле отсутствует гликоль, вода и другие инородные соединения. Наблюдается незначительное окисление и срабатывание пакета функциональных присадок.

  

Спектральный анализ масел показал, что износ деталей двигателей автобусов находится в пределах нормы для данных типов двигателей.        На всем протяжении испытаний показатели, характеризующие процесс старения масел, для масла Addinol MD 1547 находились на более низком уровне, что дало возможность установлении его  срок его службы в 3,7 раз больше установленным заводом-изготовителем.

Таким образом, на основании вышеперечисленных исследований было рекомендовано производить смену моторного масла Addinol MD 1547 в двигателях автобусов «Otoyol» марки М 24.9 и 23.9 работающих в городском режиме в интервале  18±0,5 тыс.км.  При такой наработке в моторном масле Addinol MD 1547 Diesel Longlife не наблюдается повышенное срабатывание функциональных присадок, глубокое окисление базы и повышенный износ деталей двигателя.

Литература

  1. 1.Руководство по эксплуатации и обслуживанию автомобилей «Оtoyol»
  2. 2.Балтенас Р., Сафонов. А., Ушаков А., Шергалис В. Моторные масла Москва-СПб.: Альфа-Лаб, 2000, С.102-104
  3. 3.www.addinol.ru/Продукция/Минеральные масла MD 1547

 

Илмий ишнинг максади – шахар шароитида ишлаётган «Otoyol» автобусларида Addinol MD 1547 мотор мойларини алмаштириш муддатларини аниклаш. Экспериментал-тадқиқот ишлари натижаларига кўра, мотор мойларини алмаштириш муддатлари автомобиль ишлаб чикарувчининг эксплуатация қилиш кўрсатмаларидан 3,7 баробар ошгани аникланган.  

 

Раджабов Эркин Атауллаевич

Кандидат технических наук, доцент кафедры «Техническая эксплуатация автомобилей»

Ташкентский автомобильно-дорожный институт

Гарантия качества

Фирма Eastoil проводит постоянный мониторинг соблюдения норм и требований к безопасности продуктов. Контроль качества на складах готовой продукции в Ташкенте, гарантирует высочайшее качество изделий под торговыми знаками.

Контактные данные:

Адрес: Узбекистан, Ташкент,ул. Бунёдкор, д. 42
Tel: +998 (71) 2769828, 2769757
Tel: +998 (93) 558 94 30, +998 (94) 660 03 70
Email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.